Профессиональные справочные системы для специалистов
24.03.2023
Заседание Комитета Госдумы по энергетике "Возобновляемые источники энергии в России: проблемы и перспективы развития с учетом текущей ситуации"

     В среду, 22 марта, состоялось расширенное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике на тему "Возобновляемые источники энергии в России: проблемы и перспективы развития с учетом текущей ситуации".
     
     В мероприятии под руководством председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Павла Завального приняли участие депутаты Госдумы, представители Минэнерго России, Ассоциации "НП Совет рынка", инфраструктурных и энергетических компаний. Они обсудили итоги реализации программы ДПМ ВИЭ 1, текущую ситуацию с реализацией программы ДПМ ВИЭ 2, а также перспективы развития возобновляемой энергетики.
     
     Открывая мероприятие, Павел Завальный отметил, что цель по достижению углеродной нейтральности российской экономики к 2060 году, объявленная Президентом РФ Указом "О сокращении выбросов парниковых газов" и заложенная в Федеральном законе N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов", не будет достигнута без активного развития возобновляемых источников энергии на территории нашей страны. Поэтому тема развития ВИЭ сохраняет свою актуальность, несмотря на внешние обстоятельства.
     
     При этом, по словам парламентария, внешнее давление и санкционный кризис создают существенные сложности для реализации программ ДПМ ВИЭ из-за значительного ограничения в доступе как к инвестициям, так и к технологиям и оборудованию.
     
     "В первую очередь, с точки зрения оборудования - у нас нет 100% локализации. Более того, планы по локализации по некоторым позициям были выполнены условно - хотя нам заявляли, что все локализовано, а на самом деле выяснилось, что нет. На этом фоне мы продолжаем программу поддержки ВИЭ уже в новых условиях", - сказал Павел Завальный.
     
     Это уже привело к существенным сдвигам по срокам как отборов проектов для второй программы ДПМ ВИЭ, так и по вводам в эксплуатацию проектов первой программы. У компаний, работающих в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ), было окно возможностей из-за санкционного давления, когда они могли либо отказаться от проектов или сдвинуть, скорректировать сроки их реализации, но это окно уже закрылось, заявил Завальный.
     
     Первый заместитель Председателя Комитета Валерий Селезнев обратил внимание участников заседания на то, что именно сегодня начинается прием заявок на отбор проектов для программы ДПМ ВИЭ объемом 17 млрд руб., из которых на ветрогенерацию (ВЭС) отведено более 8 млрд, на солнечную энергию (СЭС) - более 6 млрд, по малым ГЭС - более 2 млрд руб.
     

     При этом на рынке сохраняется значительная неясность: многие компании, работающие в отрасли ВИЭ, до сих пор не представили новых технологических партнеров. Доля отложенного ввода мощностей, который должен были произойти в 2022 году, составила 77,6%, в этом году будет более 90%; в части объектов, вводы которых должны происходить до 2028 года, по прогнозам, составит 65%. В этой ситуации возникает вопрос о целесообразности проведения сейчас отбора проектов, которые с высокой долей вероятности не удастся реализовать.
     
     "Мы продолжаем программу, но есть невыполнения. Кто-то, похоже, не выполнит обязательства, а это миллиардные штрафы", - подчеркнул парламентарий.
     
     "Наша основная концепция должна звучать как "обеспечение полной технологической независимости отрасли производства ветрогенераторов в РФ", - заявил Первый заместитель Председателя Комитета по региональной политике и местному самоуправлению Сергей Морозов на заседании Комитета, добавив, что необходима локализация производства ветрогенераторов мультимегаваттного класса в России.
     
     "Нам необходимо предусмотреть поддержку в виде безвозвратных субсидий на реконструкцию производств ветрогенераторов, а также компонентов для них. Это позволит создать реальные производства ветрогенераторов и компонентов в противовес "виртуальной" локализации и существенно снизить результативную стоимость производимых ветрогенераторов, что позволит создать рабочие места и конкурентные производства ветрогенераторов в РФ", - добавил депутат.
     
     Также, по словам Сергея Морозова, необходимы налоговые каникулы для предприятий, производящих ветрогенераторы и компоненты. "Это стимулирует освоение ранее отсутствующих технологий, а также создаст стимулы для возобновления производства компонентов, материалов и оборудования, прекращенного ввиду слабой конкуренции с импортируемыми аналогами", - подчеркнул парламентарий.
     
     Кроме того, необходимо обязательное владение интеллектуальной собственностью на ветрогенератор со стороны его производителя - компании с российской юрисдикцией. "Доля российского партнера должна быть контрольной. Это позволит избежать потери рынком в результате недружественных действий иностранных государств востребованного энергетического оборудования, задействованного в инвестиционных программах с государственными и частными инвестициями", - заявил Сергей Морозов.
     
     Директор по энергетическим рынкам и внешним связям АО "СО ЕЭС" Андрей Катаев в своем выступлении отметил, что с точки зрения задач низкоуглеродного развития Россия имеет хорошие стартовые позиции - несмотря на то, что доля выработки солнечных и ветровых электростанций не превышает 1%, уже сейчас почти 40% в структуре выработки в ЕЭС занимают традиционные безуглеродные источники генерации - АЭС и ГЭС.
     
     При рассмотрении вопросов долгосрочного развития солнечной и ветровой генерации необходимо учитывать суммарные затраты энергосистемы на такое развитие, состоящие не только из стоимости самих объектов ВИЭ, но и стоимости интеграционных мероприятий. Чем больше доля ВИЭ в структуре генерации, тем выше стоимость интеграционных мероприятий, отметил он.
     
     Несмотря на небольшие текущие объемы возобновляемой генерации в целом по ЕЭС России, уже сегодня в отдельных региональных энергосистемах доля выработки ВИЭ достигает системно значимых показателей, которые оказывают существенное влияние на работу энергосистемы. Например, доля выработки ВИЭ в Астраханской энергосистеме уже составляет величину порядка 32%, а в энергосистеме Калмыкии выработка ВИЭ за год превышает объем потребления. В целом в ОЭС Юга доля СЭС и ВЭС в структуре суточной выработки в отдельные дни превышает 12%.
     
     Массовый ввод объектов ВИЭ в рамках реализации программы ДПМ ВИЭ-1 позволил сформировать технические требования к новому виду генерирующих объектов, которые уже закреплены в программе ДПМ ВИЭ-2. Дальнейшее развитие ВИЭ потребует реализации процедур, обеспечивающих оптимизацию затрат на реализацию интеграционных мероприятий и прежде всего - на развитие сетевого комплекса за счет рационального территориального размещения новых объектов солнечной и ветровой генерации.
     
     В проект решения расширенного заседания Комитета вошли предложения рассмотреть возможность принятия дополнительных мер, необходимых для преодоления кризисных явлений в отрасли ВИЭ, в том числе:
     
     - снижение объемов финансового обеспечения для допуска к конкурсному отбору инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, на оптовом рынке с пропорциональным сокращением срока до расторжения ДПМ;
     
     - введение на розничных рынках возможности изменения плановой даты ввода объекта ВИЭ в эксплуатацию на срок до 24 месяцев от изначальной плановой даты ввода, указанной в схеме и программе развития электроэнергетики субъекта Федерации, без сокращения общего срока (15 лет), на который установлены долгосрочные цены (тарифы) на электроэнергию (мощность);
     
     - введение финансовых гарантий на розничных рынках электроэнергии через механизм заключения регуляторных соглашений;
     
     - утверждение на розничных рынках тарифа для ВИЭ в виде формулы, предусматривающей индексацию одноставочной цены, заявляемой инвестором на конкурсный отбор, от года проведения отбора к дате поставки электроэнергии.
     
     Такой подход с возможностью учета макроэкономических параметров в течение срока возврата инвестированного капитала позволит снизить риски и увеличить количество участников отборов инвестиционных проектов на розничных рынках электроэнергии.
     
     
     По материалам:
     http://duma.gov.ru, http://duma.gov.ruwww.so-ups.ru, http://duma.gov.ruwww.so-ups.ruwww.eprussia.ru, http://duma.gov.ruwww.so-ups.ruwww.eprussia.ruwww.pnp.ru