21 сентября 2023 года Комитет Государственной Думы по энергетике провел расширенное заседание на тему "О постановлении Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года N 1473 "Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
Открывая дискуссию, Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что на данный момент ситуацию с энергосбережением в стране сложно назвать благополучной. Цели по снижению энергоемкости ВВП на 40%, поставленные существующей Энергостратегией, не достигнуты. Энергоемкость российского ВВП за прошедшие 10 лет снизилась всего на 9%, а последние 4 года - не снижается, общее снижение - не более 12%. В отраслевом разрезе наиболее энергоемкими отраслями остаются электроэнергетика и теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность, строительство и ЖКХ, транспорт, добывающие отрасли.
Основные причины высокой энергоемкости российской экономики - это недостаточная эффективность структуры экономики и преобладание отраслей с производством продукции первого передела; значительный физический износ оборудования; высокие показатели удельных расходов топлива и потерь в сетях; низкий уровень оснащенности многоквартирных домов системами учета потребления энергетических ресурсов; отсутствие у субъектов экономики экономической мотивации.
Соответственно, одной из основ снижения энергоемкости ВВП должна быть структурная перестройка экономики. Также необходимы повышение эффективности производства и потребления энергетических ресурсов, обновление основных фондов во всех отраслях, а также стимулирование к повышению энергетической эффективности и энергосбережению, причем не только через механизмы налогового и неналогового стимулирования, но и через систему штрафных санкций за производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов по аналогии со штрафами за нерациональное использование попутного газа. Таким образом, в энергосбережении будут заинтересованы и потребители, считает Завальный. "Но эти деньги не просто взяли и в бюджет отдали как штраф, а чтобы эти деньги можно было использовать на модернизацию", - пояснил депутат. Полученные средства при этом пойдут по целевому направлению на повышение энергоэффективности, и всем будет понятно, за что они платят.
Не менее важно разработать методику комплексной оценки эффективности энергосберегающих мероприятий с учетом взаимного влияния между различными секторами экономики и регионами, технологиями производства энергии. Эта тема неразрывно связана с разработкой топливно-энергетических балансов регионов, отраслей и страны в целом.
В транспортной сфере необходимо сосредоточиться на расширении применения КПГ и СПГ, что также будет способствовать снижению затрат государства и стабилизации цены на моторное топливо. В сфере ЖКХ необходимо внедрение интеллектуальных систем учета всех видов потребляемых ресурсов с дистанционной передачей данных.
В рамках парламентского контроля Комитет по энергетике рассматривал проект Постановления Правительства РФ по утверждению госпрограммы и направил свои предложения по его доработке в адрес Минэкономразвития России.
Комплексная государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 9 сентября 2023 года.
Задача расширенного заседания - обсуждение путей реализации государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" на период до 2035 года и достижения поставленных в ней целей.
Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ Ирина Петрунина рассказала о сути программы и алгоритме работы с ней и ее реализации.
Так, работа над комплексной программой предусматривает утверждение стратегических приоритетов программы в качестве первого этапа, и на данный момент именно этот этап пройден. Сейчас они "расшиваются" конкретизацией показателей, необходимых проектов на федеральном и региональном уровнях, подходами к финансированию и их объемами.
Стратегические приоритеты госпрограммы сформированы с учетом основополагающих документов - Энергетической стратегии и Стратегии низкоуглеродного развития экономики РФ.
Госпрограммой установлена цель - снижение энергоемкости ВВП на 35% в 2035 году по отношению к уровню 2019 года. Для ее достижения предполагается разработка комплексной системы мер и федеральных проектов по ключевым отраслям - ТЭК, строительству и ЖКХ, промышленности и транспорту. Такая работа идет, лучше всего она продвигается по линии Минстроя. Подготовлены мероприятия федерального проекта "Повышение энергетической эффективности зданий, строений и сооружений и в сфере ЖКХ, направленные на повышение эффективности генерации тепловой энергии в домах индивидуальной жилой застройки и многоквартирных домах с небольшим количеством квартир за счет перевода с печного отопления домов на твердотопливные котлы с автоматической подачей топлива.
С другими профильными министерствами - Минэнерго, Минпромторгом, Минтрансом - пока не достигнут консенсус по вопросу необходимости разработки отдельных федеральных проектов и их наполнению.
По линии самого Минэкономразвития ведется работа по совершенствованию государственного управления энергосбережением, выработке подходов к формированию региональных программ энергосбережения, критериям отбора мероприятий, подходов к их финансированию и софинансированию бюджетами различного уровня.
Как считает Завальный, без обязательных региональных программ энергосбережения не обойтись. "Без этого не получится у нас достичь ни углеродной нейтральности, ни энергосбережения как основы углеродной нейтральности", - уверен он. А чтобы стимулировать субъекты, обязательно нужно использовать федеральное софинансирование, заявил парламентарий. "Если этого не сделать, не будет результата", - подытожил депутат.
Дальнейшая работа над комплексной программой будет идти непосредственно на площадке Правительства РФ. Разработчики открыты к предложениям.
Заместитель директора Департамента аудита в сфере закупок и энергетического комплекса Счетной палаты РФ Михаил Румянцев отметил, что, поскольку заявленный в Госпрограмме целевой показатель снижения энергоемкости ВВП на 35% к 2035 году не сопровождается методикой его расчета, оценить его обоснованность и достижимость достаточно сложно. В связи с этим Счетная палата РФ запросила Минэкономразвития о предоставлении необходимой уточняющей информации. В целом Михаил Румянцев поддержал предложения, заложенные в проект Решения Комитета Государственной Думы по энергетике, озвученные Павлом Завальным.
Комитет по энергетике традиционного готов рассмотреть предложения участвовавших в обсуждении экспертов и дополнить проект Решения. Председатель Комитета просил направить их в оперативном порядке.
По материалам:
http://komitet-energo.duma.gov.ru, http://komitet-energo.duma.gov.ruwww.pnp.ru