Профессиональные справочные системы для специалистов
09.09.2021
Сокращение доли оплачиваемой по тарифам электроэнергии для регионов с особенностями функционирования энергорынков откладывается

     Республики Северного Кавказа, на долю которых приходится более 85% всей задолженности на оптовом энергорынке, с октября могут получить стимулы для повышения платежной дисциплины потребителей, не относящихся к населению. За неплатежи энергетикам "Администратор торговой системы" (АТС, структура "Совета рынка") может сократить со 100% долю электроэнергии и мощности, которую "ненаселение" оплачивает по тарифам. Однако Минэнерго опубликовало проект, в котором предлагает перенести срок применения этой меры с 1 октября 2021 года на 1 января 2023 года.
     
     Проект постановления Минэнерго касается регионов с особенностями функционирования оптового и розничного энергорынков, так называемых "регионов на РД", - несмотря на то, что они расположены в рыночной зоне, потребители-"ненаселение" здесь оплачивают энергию не по свободным ценам, а по тарифам в рамках регулируемых договоров (РД). В эту группу входят все шесть республик Северного Кавказа, а также Тыва, Бурятия и Карелия. Снижение энергоцен для них обеспечивается за счет повышенных платежей остальных потребителей оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ).
     
     Согласно действующей редакции Правил ОРЭМ, "регионы на РД" должны выполнять несколько критериев. Им надо заключить и соблюдать соглашения, предусматривающие, что покупатели оплачивают счета сетей и генерации, сетевые компании снижают фактические потери, а региональные власти утверждают тариф на передачу на уровне, определенном ФАС России, и утверждают комплексные программы модернизации коммунальной инфраструктуры (последнее не касается Бурятии и Карелии).
     
     Если критерии не выполняются, то с 1 октября 2021 года коммерческий оператор оптового энергорынка (АТС) начинает снижать долю электроэнергии и мощности, поставляемой в "регионы на РД" для "ненаселения" по тарифам. В критериях не идет речи о 100%-ных платежах энергетикам или 100%-ном снижении потерь. Например, для соблюдения критерия по оплате электроэнергии и мощности долги покупателя на конец квартала не должны превышать 5-10% стоимости потребленных энергоресурсов (процент разнится в зависимости от квартала: 10% - первый квартал года, 7% - второй и третий кварталы, 5% - четвертый квартал). Такие же показатели установлены для услуг по передаче. Исключение в обоих случаях составляет Бурятия, где долги не должны превышать 2%.
     
     Однако 1 сентября Минэнерго опубликовало проект постановления правительства, в котором предлагает перенести более чем на год - с 1 октября 2021 года на 1 января 2023 года - срок, когда АТС за невыполнение критериев начнет снижать для "регионов на РД" долю электроэнергии, оплачиваемой "ненаселением" по тарифу.
     

     Также проект Минэнерго предполагает "упразднение необходимости утверждения комплексных программ модернизации объектов коммунальной инфраструктуры". С одной стороны, этот пункт был прописан в Правилах ОРЭМ, которые не являются регулирующим документом для всего ЖКХ. С другой, исполнение комплексных программ предусматривает в том числе доведение нормативов потребления электроэнергии до реального уровня, снижение накопленной задолженности и полную оплату текущих счетов.
     
     В ответ на вопрос "Перетока" о том, какие критерии не соблюдаются "регионами на РД", в Минэнерго сообщили, что "стороны соглашений зачастую не исполняют условия в части нарушения сроков и (или) порядка представления информации, определенных Правилами оптового рынка и соглашениями".
     
     "На основании имеющейся в "Совете рынка" информации, в отдельных частях ценовых зон оптового рынка и в республиках Северного Кавказа и Тывы не будут соблюдены критерии, связанные с исполнением покупателями ОРЭМ обязательств по оплате электрической энергии и мощности, а также услуг по передаче электрической энергии. В этих же регионах ТСО могут не быть достигнуты установленные показатели снижения величины фактических потерь электроэнергии", - прокомментировали ситуацию в "Совете рынка".
     
     Согласно Правилам ОРЭМ, несоблюдение трех критериев в 2021 году может привести к снижению доли электроэнергии и мощности, поставляемой для "ненаселения" в "регионах на РД" по тарифу на 9,8% (со 100%). Ограничение должно действовать в течение трех месяцев, а по итогам работы за квартал показатели снова пересматриваются. В 2020 году девять "регионов на РД" были просубсидированы покупателями оптового рынка на 25 млрд рублей.
     
     Долги республик Северного Кавказа - многолетняя проблема энергосектора. По данным "Центра финансовых расчетов", задолженность Северо-Кавказского федерального округа на ОРЭМ к концу июля превысила 72 млрд рублей, что составляет 85,5% долгов на оптовом энергорынке. В прошлом году, казалось, решение долговой проблемы Северного Кавказа, а также Тывы и Калмыкии было найдено. Холдинг "Россети", структуры которого являются гарантирующими поставщиками (ГП) в этих регионах, подписал с генераторами соглашения о реструктуризации накопившихся долгов. "Россети" при этом обязались вносить 100% текущих платежей на оптовый энергорынок, то есть фактически доплачивать из своих средств разницу между счетами на опте и сборами в рознице. Однако в марте 2021 года, менее чем через девять месяцев после вступления в силу соглашений о реструктуризации, большинство ГП остановили платежи на опт. Ситуация "висела" без решения три месяца, после чего соглашения были расторгнуты.
     
     Введение мер ответственности для "регионов на РД" могло бы стимулировать потребителей Северного Кавказа и Тывы улучшить свою платежную дисциплину. Но Минэнерго, по-видимому, предлагает пока не применять санкции, чтобы не накалять обстановку в и без того проблемных регионах и не увеличивать формально неплатежи за счет роста цен.
     

     Само существование "регионов на РД" - тоже давняя проблема энергорынка. В 2014 году были внесены поправки в федеральный закон "Об электроэнергетике", согласно которым доля электроэнергии и мощности, которую "ненаселение" в этих регионах получает по РД, должна была начать снижаться с 1 июля 2018 года, а с января 2023 года этот вид перекрестного субсидирования перестал бы существовать. Однако 29 июня 2018 года вступили в силу изменения в законодательство, отложившие начало отказа от "регионов на РД" на 1 января 2023 года, а окончание - на 1 июля 2027 года. Согласно этому графику, с января 2023 года "ненаселение" девяти регионов будет оплачивать по РД уже не 100%, а 90% электроэнергии и мощности, и каждые полгода эта доля будет снижаться на 10% (если нормы об ответственности регионов за соблюдение критериев сохранятся, штрафное снижение доли РД будет идти дополнительно к основному снижению). В Минэнерго и "Совете рынка" "Перетоку" сообщили, что изменение графика ухода регионов с РД сейчас не обсуждается.
     
         
     Источник:
     peretok.ru