Опубликован проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений" N 121775 (далее - Проект).
Проект затрагивает деятельность специалистов, осуществляющих эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - опасные технические устройства зданий и сооружений).
Проектом предполагается:
- актуализировать порядок организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений;
- установить новый вид государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений;
- наделить Президента РФ и Правительство РФ полномочиями по определению органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление такого вида надзора.
В настоящее время требования к изготовлению (конструкции), формам и периодичности проведения оценки соответствия опасных технических устройств зданий и сооружений установлены техническими регламентами:
- ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов";
- ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
Однако данные документы не содержат конкретных требований к организации их безопасной эксплуатации, в том числе к квалификации работников.
Данные требования установлены Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 743.
С 1 июля 2021 г. исключена правовая возможность для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении опасных технических устройств зданий и сооружений без законодательного отнесения их требований к предмету какого-либо вида государственного контроля или надзора (ст.57 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Обращаем внимание, что действующая редакция ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ, наделяющая Правительство РФ полномочиями по установлению обязательных требований в области организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, не предусматривает полномочий по определению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением данных требований, что не позволяет осуществлять государственный контроль (надзор) за их соблюдением.
Вместе с тем, на опасные технические устройства зданий и сооружений также не распространяются требования промышленной безопасности (пп."б" п.14 ст.1 Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Следовательно, основания для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности отсутствуют.
При этом вид государственного контроля (надзора), при осуществлении которого выявляются нарушения требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, до настоящего времени не был определен.
Принятие Проекта устранит этот пробел законодательства.
Таким образом, в случае принятия Проекта надлежащая эксплуатация опасных технических устройств зданий и сооружений будет контролироваться в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений.
Напоминаем, что несмотря на пробел в законодательстве, существует возможность привлечения к ответственности в случае неисполнения предписания, вынесенного в рамках деятельности органов прокуратуры, относительно надлежащей эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (кроме эскалаторов в метрополитенах) (по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ максимальный штраф для юридических лиц до 20000 руб.).
С текстом Проекта можно ознакомиться на сайте - https://regulation.gov.ru/.