Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала свои предложения по корректировкам механизма дифференциации бытовых тарифов на электроэнергию по объёмам потребления, рассказал на Х конференции "Совета рынка" начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев. Ведомство предлагает ограничить потребление населения и приравненных к нему категорий в рамках дифтарифов уровнем в 6 тыс. кВт·ч в месяц. Льготную ставку тарифов планируется сохранить только для первого - самого маленького - объёмного диапазона, а на третьем тариф вырастет до уровня прочих потребителей. Эти меры должны привести к снижению перекрёстного субсидирования на 20-30%.
Дифференциация тарифов на электроэнергию для населения была внедрена как одно из средств борьбы с нелегальным майнингом криптовалют, а также как мера снижения перекрёстного субсидирования. Решение о введении этого механизма отдали в ведение региональных властей, которые его массово проигнорировали, опасаясь роста социального напряжения у населения. В 2024 году федеральные власти фактически перешли к принудительной дифференциации: у регионов появилась обязанность из своего бюджета оплачивать перекрёстное субсидирование сверх согласованного уровня, если не внедрён новый механизм тарифообразования для бытовых потребителей. В итоге к 1 октября механизм внедрили в 73 субъектах РФ, но параметры, утверждённые многими регионами, вызвали критику со стороны регуляторов. Так, наряду с частью регионов, установивших первый диапазон потребления на уровне 70-130 кВт·ч в месяц, почти 40 субъектов РФ определили его на уровне более 10 тыс. кВтч, что сопоставимо или превышает пропускную способность стандартного подключения бытовых потребителей в 15 кВт. Рекордный показатель в 25 тыс. кВт·ч в месяц в рамках только первого диапазона был установлен в центре российского майнинга - Иркутской области. Кроме того, сами тарифы в разных объёмных диапазонах могут отличаться всего на одну копейку. На этом фоне ФАС анонсировала корректировку всего механизма дифференциации.
Как рассказали источники "Перетока", новые параметры дифференциации тарифов служба представила 27 сентября на заседании комиссии Госсовета по энергетике, которое прошло в рамках форума "Российская энергетическая неделя".
"Мы подготовили концепцию. Она предполагает существенную трансформацию текущего формата дифтарифа. Мы работаем по всем направлениям: это касается изменения подхода по формированию объёма, а также подхода по формированию тарифов, которые в этих объёмах складываются. По концепции, которую мы подготовили, уже делается многое. На подписи в Правительстве находится документ, который исключает второй диапазон из индекса расчёта платы граждан. Также у нас подготовлены проекты актов, которые вводят на федеральном уровне параметры второго и третьего диапазонов. Предполагается, что третий диапазон будет на уровне 6 тыс. (кВт·ч), а второй рассчитывается как 65% от третьего", - рассказал Дмитрий Васильев. Таким образом, потолок в рамках второго диапазона может составить 3,9 тыс. кВт·ч в месяц.
В апреле замруководителя ФАС Геннадий Магазинов, рассказывая о предложениях службы по "донастройке" механизма, говорил, что усовершенствования механизма будут направлены на определение предельного значения третьего диапазона потребления. По его словам, тогда служба предлагала на первом этапе определить его на уровне 9375 кВт·ч, а в дальнейшем осуществить более гибкую настройку данного параметра исходя из региональных особенностей каждого субъекта РФ, а также сезонных факторов. Также обсуждалось исключение второго диапазона объемов потребления из расчета индекс платы граждан.
Одновременно с этим в "Совете рынка" предлагали нормативно закрепить пороговые значения диапазонов электропотребления диффтарифов.
В пятницу на конференции "Совета рынка" замгубернатора Челябинской области Татьяна Кучиц назвала два ключевых фактора, не позволивших заработать механизму в полную силу.
"Первое - потому что любой рост [платежей] заходит под ограничения роста платежей граждан. Чтобы было понятно, регион должен компенсировать превышение за счет бюджета. Перекрестное субсидирование, это очень важно. Но, переложить перекрестное субсидирование в бюджетное перекрестное субсидирование - это тоже не выход. Например, величина перекрестного субсидирования в Челябинской области около 10 млрд [рублей], для бюджета области это значительная сумма и решить этот вопрос бюджетными средствами не получится. И второй сдерживающий фактор: отсутствие прозрачных для потребителей ориентиров, какими должны быть эти уровни", - сказала она.
При этом Кучиц подчеркнула, что "абсолютно точно введение дифференцированных тарифов положительно", поскольку их применение уже позволяет отсечь небытовых потребителей, таких как, например, майнеры.
Новая концепция дифференциации предполагает, что максимум для третьего диапазона и расчёт максимума для второго диапазона будут зафиксированы на федеральном уровне. При этом второй диапазон исключается из индекса по расчету платы граждан. Объёмы потребления в рамках первого диапазона будут устанавливаться с использованием методики ФАС России. Как указано в презентации г-на Васильева, "первый диапазон формируется исходя из нормативов потребления в регионе".
"Плюс будут наделять полномочиями ФОИВ - в нашем проекте это Федеральная антимонопольная служба - на формирование подходов по определению этих диапазонов уже с учётом региональной специфики", - пояснил Дмитрий Васильев.
Второй комплекс предложений антимонопольной службы касается размера тарифов внутри диапазонов потребления.
"Уже подготовлены изменения в нашу методику, которая будет заменять подходы по тарифам Т2 (второй ценовой диапазон - ред.) и Т3 (третий ценовой диапазон - ред.). В чём заключается смысл? Тариф первый продолжает быть таким же льготным, как и сейчас. Тариф второй будет уже определяться для населения на уровне, экономически обоснованном. И тариф третьего диапазона будет уже иметь характер повышенного, фактически компенсировать то перекрёстное субсидирование, которое складывается на объёме первого диапазона", - сообщил Дмитрий Васильев, пояснив, что "соответственно, здесь прописан алгоритм, что откуда считается".
В презентации к докладу Васильева уточняется, что тариф Т1 будет формироваться исходя из прогноза социально-экономического развития, в пределах нормы потребления в субъекте РФ. "На нем формируется перекрестное субсидирование. Предусматриваются особенности льготного применения", - отмечается в презентации. При этом тариф Т3 будет формироваться на уровне экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей на низком уровне напряжения... Могут сохраняться особенности применения понижающего коэффициента для сельской местности (от 0,7 до 1), также предусматриваются особые параметры для домов с электроотоплением в период активного использования электроустановок.
"По нашим оценкам, в случае реализации полноценной концепции (конечно, это случится не одномоментно) эффекты будут значительными. Мы оценивали эти параметры - около 20-30% снижения перекрёстного субсидирования и порядка 60-100 млрд рублей", - сказал представитель ФАС.
Дмитрий Васильев отметил, что на первом этапе ФАС вынесет на рассмотрение Правительства проект изменений в постановление, а методические указания планируется подготовить в течение 2025 года, чтобы они начали применяться с 2026 года.
"Поэтому, коллеги из Челябинска, мы вас слышим и не только вас, мы работаем в этом направлении", - заключил Васильев.
Предправления "Совета рынка" Максим Быстров назвал предложения ФАС по диффтарифам "революционными". Согласно его презентации, субсидирование в пользу населения в электроэнергетике в 2025 году оценивается более чем в 300 млрд рублей.
"Очень хорошо, что приехал Васильев. И действительно революционные вещи нам рассказал. Собственно, это то, о чем просил Челябинск, он просто ответил на эти вопросы", - сказал Быстров в завершающем конференцию слове.
По материалам:
https://peretok.ru,
https://peretok.ruwww.bigpowernews.ru